1. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.
2. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших.
3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия.
4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
5. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально - психологических особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля).
6. Заочная (в т.ч. посмертная) судебно-психологическая экспертиза.
7. Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках с пороками воли.
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой
в рамках уголовного процесса
К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным. Типовые вопросы, которые можно ставить на разрешение судебно-психологической экспертизы, приведены ниже.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
Вопросы
1. Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
2. При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших
Вопросы
1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
2. Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
4. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших
по фактам сексуального насилия
Вопросы
1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей (потерпевшего)?
2. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая (потерпевший) в момент совершения преступления?
3. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуальные особенности, могла ли она (он) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий или оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
Вопросы
1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?
2. Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля)
Вопросы
1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля)?
2. Имеются ли у обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) такие индивидуально-психологические особенности, как... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенной враждебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.)?
3. Могли ли эти индивидуально-психологические особенности оказать существенное влияние на поведение обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)?
или
4. Каким образом индивидуально-психологические особенности проявились в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)?
Посмертная судебно-психологическая экспертиза
Вопросы
1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству?
Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках
с пороками воли
Вопросы
1. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
2. Находился ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
3. Мог ли испытуемый, с учетом его индивидуально-психофизических особенностей, конкретных условий заключения сделки, а также психофизического состояния в момент принятия решения и заключения сделки, правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства (какие именно)?
4. Мог ли испытуемый, с учетом вышеназванных обстоятельств, правильно осознавать внутреннее содержание совершаемых действий (каких именно)?
Необходимые данные
Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.
Материальные источники могут содержать информацию двух типов:
1) общие психологические сведения о субъекте,
2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент.
Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее.
В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).
Предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.
Значение для экспертного исследования и требования к форме и содержанию
некоторых материалов дела
Протокол осмотра места происшествия. Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия.
Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние.
Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния.
Протоколы допросов свидетелей. В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии.
Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности.
Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе.
Примерная схема изучения психологии обвиняемого
I. Условия жизни обвиняемого перед совершением преступления:
- место жительства;
- жилищные условия;
- социальное положение, профессия;
- состав семьи (женат, имеет детей);
- материальное положение семьи;
- физическое здоровье;
- психическое здоровье;
- физическое здоровье членов семьи;
- психическое здоровье членов семьи;
- отношения в семье;
- отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).
II. Образ жизни обвиняемого перед совершением преступления:
- занят квалифицированным трудом;
- занят неквалифицированным трудом;
- имеет постоянную работу, редко меняет место работы;
- часто меняет места работы;
- жил на заработанные деньги;
- жил случайным заработком;
- жил на нетрудовые доходы;
- жил на иждивении;
- занимался попрошайничеством;
- совершал преступления (один или в группе);
- занимался домашним хозяйством (сад, огород и пр.);
- имел побочные заработки (ремонтировал машины, квартиры, уезжал на стройки и пр.);
- вел праздный образ жизни;
- бродяжничал;
- предпочитал проводить время в семье;
- предпочитал проводить время с друзьями;
- проводил время со случайными знакомыми;
- любил развлечения (какие);
- отношение к алкоголю;
- сексуальное поведение.
III. Направленность личности:
- отношение к работе (учебе);
- отношение к семье;
- стремился обрести профессию, специальность (интересную, выгодную, престижную);
- хотел повысить квалификацию;
- хотел занять высокую должность;
- стремился к материальному благополучию;
- стремился к обогащению;
- основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.);
- планы на будущее;
- оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.).
IV. Интеллектуальные особенности:
- уровень образования;
- запас знаний (общих и специальных);
- качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.);
- свойства памяти (точность, легкость запоминания, прочность запоминания и пр.);
- свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, реалистичность, оторванность от реальных условий и т.д.).
V. Характер:
а) отношение к собственной личности:
- самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все);
- уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть; принимает существующее положение);
- уверенность в своих силах;
- самолюбие;
- эгоизм;
- склонность к самообвинению;
- обидчивость;
б) отношение к людям:
- уважение к человеческой жизни;
- уважение к личности;
- доброжелательность;
- способность к сопереживанию;
- общительность, легкость установления отношений;
- отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане);
- застенчивость (в каких ситуациях);
- грубость (по отношению к кому);
- лживость;
- агрессивность;
- жестокость;
- умение подчинить себе;
- подчиняемость;
- внушаемость;
- конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы разрешения);
в) отношение к вещам, материальным ценностям;
- бережливость;
- расточительность;
- жадность;
- склонность к накопительству;
- стяжательство;
г) принятие решений:
- самостоятельность;
- смелость;
- продуманность (обоснованность);
- быстрота; склонность к колебаниям;
- импульсивность;
- легкомыслие.
VI. Эмоциональность:
- сила эмоциональных реакций;
- глубина переживаний;
- склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность);
- склонность к аффективным взрывам:
- устойчивость настроения;
- преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр.);
- способность контролировать, сдерживать проявления эмоций.
VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый):
- в семье;
- на работе;
- в неформальных группах.
VIII. Странности в поведении.
Примерные схемы характеристик на обвиняемого
Производственная характеристика:
- с какого времени работает в данной организации;
- как часто в прошлом менял места работы;
- профессия, специальность;
- квалификация, соответствие занимаемой должности;
- стремится ли к повышению квалификации;
- общий культурный уровень (круг интересов);
- отношение к работе (заинтересованное, равнодушное, халатное и т. п.);
- удовлетворен ли профессией, занимаемым на работе положением;
- имел ли поощрения или взыскания, когда и за что;
- участие в общественной работе;
- отношения с сослуживцами (пользуется ли авторитетом; были ли конфликты; чем они вызывались);
- особенности поведения в напряженных, конфликтных ситуациях;
- имеет ли близких приятелей по месту работы; как они характеризуются;
- злоупотребляет ли спиртными напитками;
- какие черты характера наиболее выражены.
Характеристика с места учебы:
- с какого времени учится в данном учебном заведении;
- почему выбрал именно это учебное заведение;
- успеваемость;
- отношение к учебе;
- способности, общее развитие;
- круг интересов (кроме учебы);
- к каким учебным дисциплинам проявляет интерес;
- имел ли поощрения или взыскании, когда и за что;
- участие в общественной жизни;
- отношение к соучастникам, были ли конфликты;
- особенности поведения и напряженных, конфликтных ситуациях;
- имеет ли близких приятелей по месту учебы, как они характеризуются;
- употребляет ли спиртные напитки;
- какие черты характера наиболее выражены.
Характеристика с места жительства:
- с какого времени проживает;
- состав семьи;
- жилищные условия;
- отношения с женой (мужем);
- отношение к детям, участие в их воспитании;
- отношение к соседям, были ли ссоры, чем они вызывались;
- интересы, увлечения, как проводит свободное время;
- участие в общественных делах;
- нарушал ли общественный порядок;
- имеет ли близких приятелей по месту жительства, как они характеризуются;
- отношение к спиртным напиткам;
- какие черты характера наиболее выражены.