Федеральное бюджетное учреждение

Брянская лаборатория судебной экспертизы

Министерства юстиции Российской Федерации 

(ФБУ Брянская ЛСЭ Минюста России) 

1.  Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

2.   Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

3.   Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия.

4.   Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5.   Судебно-психологическая экспертиза индивидуально - психологи­ческих особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля).

6.   Заочная (в т.ч. посмертная) судебно-психологическая экспертиза.

7.   Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках с порока­ми воли.

 

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой

в рамках уголовного процесса

 

К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным. Типовые вопросы, которые можно ставить на разрешение судебно-психологической экспертизы, приведены ниже. 

 

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

 

Вопросы

 

1. Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?

2. При наличии  у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

 

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших

 

Вопросы

 

1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?   

2. Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер­певшего   и   его   индивидуально-психологические   особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) со­бытий (каких именно)?

3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

4. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемо­сти?

 

 

 

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших

 по фактам  сексуального насилия

 

Вопросы

 

1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей (потерпевшего)?

2. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая (потерпевший) в момент совершения преступления?

3. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуальные особенности, могла ли она (он) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий или оказывать сопротивление в криминальной ситуации? 

 

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

 

Вопросы

 

1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?

2. Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

 

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологи­ческих особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля)

 

Вопросы

 

1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности обвиняе­мого (потерпевшего, свидетеля)?

2. Имеются ли у обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) такие ин­дивидуально-психологические особенности, как... (перечисляют­ся интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенной враждебности, агрессивности,  возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.)?

3. Могли ли эти индивидуально-психологические особенности оказать существенное влияние на поведение обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)?

или

4. Каким образом индивидуально-психологические особенности проявились в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)? 

 

Посмертная судебно-психологическая экспертиза

 

Вопросы

 

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

2.  Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству?

 

 

Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках

 с порока­ми воли

 

Вопросы

 

1. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

2. Находился ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими? 

3. Мог ли испытуемый, с учетом его индивидуально-психофизических особенностей, конкретных условий заключе­ния сделки, а также психофизического состояния в момент при­нятия решения и заключения сделки, правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства (какие именно)?

4. Мог ли испытуемый, с учетом вышеназванных обстоятельств, правильно осознавать внутреннее содержание совершаемых дей­ствий (каких именно)?

 

Необходимые данные

 

Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

1) общие психологические сведения о субъекте,

2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент.

Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее.

В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

Предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.

 

Значение для экспертного исследования и требования к форме и содержанию

некоторых материалов дела

 

Протокол осмотра места происшествия. Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия.

Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние.

Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого.  При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния.

Протоколы допросов свидетелей. В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии. 

Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности.

Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе.

 

Примерная схема изучения психологии обвиняемого

 

I.  Условия жизни обвиняемого перед совершением преступления:

  • место жительства;
  • жилищные условия;
  • социальное положение, профессия;
  • состав семьи (женат, имеет детей);
  • материальное положение семьи;
  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • физическое здоровье членов семьи;
  • психическое здоровье членов семьи;
  • отношения в семье;
  • отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребле­ние алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

 

II.   Образ жизни обвиняемого перед совершением преступления:

 

  • занят квалифицированным трудом;
  • занят неквалифицированным трудом;
  • имеет постоянную работу, редко меняет место работы;
  • часто меняет места работы;
  • жил на заработанные деньги;
  • жил случайным заработком;
  • жил на нетрудовые доходы;
  • жил на иждивении;
  • занимался попрошайничеством;
  • совершал преступления (один или в группе);
  • занимался домашним хозяйством (сад, огород и пр.);
  • имел побочные заработки (ремонтировал машины, квартиры, уезжал на стройки и пр.);
  • вел праздный образ жизни;
  • бродяжничал;
  • предпочитал проводить время в семье;
  • предпочитал проводить время с друзьями;
  • проводил время со случайными знакомыми;
  • любил развлечения (какие);
  • отношение к алкоголю;
  • сексуальное поведение.

 

III.       Направленность личности:

 

  • отношение к работе (учебе);
  • отношение к семье;
  • стремился обрести профессию, специальность (интерес­ную, выгодную, престижную);
  • хотел повысить квалификацию;
  • хотел занять высокую должность;
  • стремился к материальному благополучию;
  • стремился к обогащению;
  • основные интересы (получение знаний, спорт, развлече­ния, искусство и пр.);
  • планы на будущее;
  • оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.).

 

IV.       Интеллектуальные особенности:

  • уровень образования;
  • запас знаний (общих и специальных);
  • качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.);
  • свойства памяти (точность, легкость запоминания, проч­ность запоминания и пр.);
  • свойства воображения (склонность к вымыслу, фантази­рованию, реалистичность, оторванность от реальных усло­вий и т.д.).

 

V.        Характер:

а) отношение к собственной личности:

  • самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все);
  • уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть; принимает существующее положение);
  • уверенность в своих силах;
  • самолюбие;
  • эгоизм;
  • склонность к самообвинению;
  • обидчивость;

б) отношение к людям:

  • уважение к человеческой жизни;
  • уважение к личности;
  • доброжелательность;
  • способность к сопереживанию;
  • общительность, легкость установления отношений;
  • отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в фи­зическом, интеллектуальном, социальном плане);
  • застенчивость (в каких ситуациях);
  • грубость (по отношению к кому);
  • лживость;
  • агрессивность;
  • жестокость;
  • умение подчинить себе;
  • подчиняемость;
  • внушаемость;
  • конфликтность (причины возникновения, легкость раз­решения, способы разрешения);

в) отношение к вещам, материальным ценностям;

  • бережливость;
  • расточительность;
  • жадность;
  • склонность к накопительству;
  • стяжательство;

г) принятие решений:

  • самостоятельность;
  • смелость;
  • продуманность (обоснованность);
  • быстрота; склонность к колебаниям;
  • импульсивность;
  • легкомыслие.

 

VI. Эмоциональность:

  • сила эмоциональных реакций;
  • глубина переживаний;
  • склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность);
  • склонность к аффективным взрывам:
  • устойчивость настроения;
  • преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр.);
  • способность контролировать, сдерживать проявления эмоций.

 

VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергае­мый):

 

  • в семье;
  • на работе;
  • в неформальных группах.

 

VIII. Странности в поведении.

 

Примерные схемы характеристик на обвиняемого

 

Производственная характеристика:

 

  • с какого времени работает в данной организации;
  • как часто в прошлом менял места работы;
  • профессия, специальность;
  • квалификация, соответствие занимаемой должности;
  • стремится ли к повышению квалификации;
  • общий культурный уровень (круг интересов);
  • отношение к работе (заинтересованное, равнодушное, ха­латное и т. п.);
  • удовлетворен ли профессией, занимаемым на работе поло­жением;
  • имел ли поощрения или взыскания, когда и за что;
  • участие в общественной работе;
  • отношения с сослуживцами (пользуется ли авторитетом; были ли конфликты; чем они вызывались);
  • особенности поведения в напряженных, конфликтных си­туациях;
  • имеет ли близких приятелей по месту работы; как они характеризуются;
  • злоупотребляет ли спиртными напитками;
  • какие черты характера наиболее выражены.

 

Характеристика с места учебы:

 

  • с какого времени учится в данном учебном заведении;
  • почему выбрал именно это учебное заведение;
  • успеваемость;
  • отношение к учебе;
  • способности, общее развитие;
  • круг интересов (кроме учебы);
  • к каким учебным дисциплинам проявляет интерес;
  • имел ли поощрения или взыскании, когда и за что;
  • участие в общественной жизни;
  • отношение к соучастникам, были ли конфликты;
  • особенности поведения и напряженных, конфликтных си­туациях;
  • имеет ли близких приятелей по месту учебы, как они ха­рактеризуются;
  • употребляет ли спиртные напитки;
  • какие черты характера наиболее выражены.

 

Характеристика с места жительства:

  • с какого времени проживает;
  • состав семьи;
  • жилищные условия;
  • отношения с женой (мужем);
  • отношение к детям, участие в их воспитании;
  • отношение к соседям, были ли ссоры, чем они вызывались;
  • интересы, увлечения, как проводит свободное время;
  • участие в общественных делах;
  • нарушал ли общественный порядок;
  • имеет ли близких приятелей по месту жительства, как они характеризуются;
  • отношение к спиртным напиткам;
  •  какие черты характера наиболее выражены.

Контакты

Адрес: ул. Ромашина, д. 34-а, г. Брянск, 241050


Телефон: (4832) 74-47-50

E-mail: brlse@yandex.ru

Бесплатный хостинг uCoz